ГАРТ:Максим, ваша компания занимается сразу несколькими направлениями бизнеса, связанными с рынком оснастки для высечки. А что главное?
М. Ф.: На самом деле, наши объемы продаж оборудования и материалов для высечки практически равны, поэтому одинаково интересно и то, и другое.
ГАРТ: И еще производство?
М. Ф.: Да, мы оказываем услуги по изготовлению упаковки с высечкой, сложной отделкой и склейкой. Есть свое отделочное производство: тигельные и трафаретные машины, прессы для припрессовки фольги…
ГАРТ: Вы поставляете китайское оборудование для изготовления упаковки. А материалы?
М. Ф.: Китайские — не поставляем. Нет смысла. Ни для нас, ни для потребителей. Допустим, даже получится разница в цене линеек на 50%. Но она практически не повлияет на стоимость оснастки. А вот ответственность за то, что коробки потом не складываются или недорублены, может оказаться существенной. Китайские линейки не исправят положения с себестоимостью, а брака при высечке могут наделать очень много.
ГАРТ: Почему же тогда вы продаете китайские тигельные машины?
М. Ф.: А вот это уже совсем другая история. Когда машина стоит в четыре раза меньше, чем европейская, но при этом имеет аналогичные характеристики — зачем платить больше?
Можно купить две-три. У нас есть вся необходимая структура для их обслуживания. Есть сервисная служба, склад запасных частей. Запчасти из Китая при необходимости можно получить службой экспресс-доставки.
Ну, сломается китайская машина. Простоит день, пока мы не справимся с проблемой. Но ее простой обойдется владельцу в десять раз дешевле, чем простой машины европейского производства. Спорить с этим фактом не сможет никто. С точки зрения эффективности китайское оборудование на сегодняшний день может дать фору многим европейским моделям. Года три назад надежность и качество были существенно повышены.
Мы продаем 5–7 тигельных машин в месяц. Кроме того, фальцевально-склеивающие линии, кашировальные машины, станки для трафаретной печати… Кстати, поставляем и итальянское автоматическое оборудование для производства оснастки.
ГАРТ: Вернемся к материалам для изготовления оснастки. Что сегодня происходит на этом рынке?
М. Ф.: Ситуация нормализуется. Есть небольшие игроки, которые пытаются заняться поставками материалов для производства оснастки, но я сомневаюсь, что у них есть какие бы то ни было перспективы. Можно, конечно, съездить в Европу, купить две три упаковки линеек и пытаться их здесь потом продать…
ГАРТ: А Вы-то как «ввязались» в этот бизнес?
М. Ф.: Подловили! (смеется) Именно так и ввязался, только это было много лет назад. Тогда заниматься этим бизнесом было достаточно легко, если с умом подходить. Легко и интересно. Постепенно пришли к тому, что имеем сейчас. Нет таких производителей оснастки, которые нас не знают, и нет такого производителя оснастки, которого не знаем мы.
ГАРТ: «Узок круг этих людей…»?
М. Ф.: Да. Если сравнивать, например с Францией, то один дилер нашего производителя линеек продает там 2 млн м. А мы все в России пытаемся «вымучить» 1 млн.
ГАРТ: Число поставщиков не растет?
М. Ф.: Пока нет. Есть, конечно, вероятность появления нового поставщика, но она не так уж велика. Хотя я такого варианта не исключаю.
ГАРТ: Придет кто-то новый? Но все основные производители материалов уже «разобраны». Как же?
М. Ф.: Да нет, наверное, можно договориться с дилерами заводов в других странах и завести единоразово партию «серого» товара — такие попытки есть. Но это не бизнес. Здесь нельзя говорить о стабильности, а стабильность — это главное, что ценят клиенты.
ГАРТ: Максим, а каким Вы видите рынок производителей оснастки для высечки?
М. Ф.: Это интеллектуальный бизнес. И еще семейный. Даже самый крупный производитель штампов в Европе — семейная фирма.
ГАРТ: Но это очень большая компания…
М. Ф.: Большая среди производителей оснастки. Но по сравнению с производителями линеек те, кто забивает их, существенно меньше.
Недалеко от Милана есть небольшой городок, в котором 17 компаний, производящих оснастку. И всем хватает работы. Есть крупные, с числом сотрудников 70 человек, а есть и те, где работают трое.
ГАРТ: Крупные выходят и на российский рынок.
М. Ф.: Ну, от того, что приходят иностранные игроки, ничего не изменилось. Они сегодня делают оснастки —как небольшая московская компания. И это хорошо. Я думаю, что российские производители набрали достаточную силу для того, чтобы не пустить на наш рынок иностранные компании. В крайнем случае, всегда есть возможность объединиться для борьбы с интервентами. И еще: приходя в Россию, западные компании очень слабо себе представляют, что такое русские рабочие. Думаю, это могут вынести только русские директора, и бояться западных производителей нам не стоит.
ГАРТ: Но на смежных рынках они наступают.
М. Ф.: Что Вы имеете в виду? Гравирование валов для глубокой печати? Этот рынок существенно отличается от нашего. Он требует серьезного оборудования. Наш же похож, скорее, на рынок производства клише.
А оснастку для плоской высечки можно сделать на кухне лобзиком. И таких производителей немало. Когда небольшой клиент приезжает к нам из Сибири, он покупает линейки не на один заказ…
Но вообще-то у нас есть клиенты, которые, покупая понемногу, по суммарному потреблению опережают крупнейших производителей оснастки. Серьезно! Хотя конкуренты не верят.